Памятка для фрилансеров: как общаться с заказчиками

ГлавнаяВсе статьиФрилансерам / «Памятка для фрилансеров: как общаться с заказчиками»

Иногда бывает так сложно строить отношения с заказчиками на фрилансе: непонимание, прессинг, нарушение ваших личных границ. Кажется иногда, что удаленная работа ничем не лучше офиса.

В этом месте стоит поискать проблему в себе и в том, как вы выстраиваете рабочие процессы с заказчиком, в том числе и общение.

Вы же задумывались о том, как построить для себя удобный рабочий график и классные условия для работы на фрилансе? Поделюсь своим опытом и выводами на тему общения с заказчиками, в особенности на старте сотрудничества.

Разберем основные подводные камни, с которыми вы можете сталкиваться.

Вы работаете не напрямую с заказчиком, а с аутсорсинговой компанией, вам назначили менеджера проекта или любого другого посредника.

Здесь вас может поджидать куча промедлений и появление ненужной бюрократии: заполнение их внутренних систем отчетности, использование каких-нибудь не очень обязательных инструментов, которые будут замедлять для вас обмен информацией или общение по проекту, но будут выгодны им для ведения внутренней системы учета.

А иногда даже вас могут попросить установить программку, которая делает скриншоты вашего экрана, чтобы быть уверенными, что вы точно не залезли в соцсети за их счет.

Что делать в такой ситуации? Прямо говорить, когда какое-то из их требований вас реально замедляет.

Адекватный человек вас точно не уволит и скорее всего оценит свой финансовый ущерб от введения бюрократических требований, которые по сути к работе мало отношения имеют, но которые он же и оплачивает вам.

Если вы только собираетесь начать сотрудничество с новым заказчиком

Во-первых, сразу оговаривайте своё рабочее время и количество часов в неделю, которые вы можете посвящать работе. Очень важно сразу же очертить свои возможности и границы: работаю 20-30-40 часов в неделю и не работаю по выходным и после 22.00 или до 11.00 утра (например), не отвечаю на звонки в нерабочее время и т.д.

Хорошо, если вы сможете убедить человека дать вам гибкий график на фрилансе, который вы день ото дня сможете корректировать и совмещать со своими остальными делами. В этом случае нужно обсудить заранее время и способы коммуникации.

В первую очередь, нужно помнить о том, что ваш заказчик живой человек и не бояться с ним разговаривать. Если он адекватный, то тоже заинтересован в качественном сотрудничестве и его хорошем результате.

Обсуждайте с ним комфортные для вас сроки выполнения задач, скорее всего, мир не рухнет, если вместо трёх дней вы попросите на выполнение четыре, но при этом будете работать спокойно, без паники и допустите меньше ошибок. Объясните ему, что делая проект в сжатые сроки вы можете немного потерять в качестве.

На фрилансе и удаленке вы сами себе продавец

Вы не поверите насколько удобно вам станет работать, когда вы научитесь жонглировать выгодами и недостатками перед носом у заказчика, но делая это на благо вам обоим. А еще сообщайте ему обязательно, если вы чувствуете, что не укладываетесь в сроки. Делать это нужно заранее, а не в ночь перед дедлайном, естественно.

Когда вы обсудили организационные моменты и пришли к варианту сотрудничества, которое устроит вас обоих, это еще не повод расслабиться — дальше есть пара важных моментов, которые не стоит упускать.

В первую очередь, если вам не предоставили техзадания, напишите его сами. Вышлите бриф, задавайте максимум вопросов, которые помогут вам детально описать предстоящий проект. Утвердите этот документ с заказчиком. Это — ваша страховка от ситуаций, вроде «ну еще вот это добавь, и вот тут подправь, а вот здесь шрифт продающий красный сделай» или «как это только две правки бесплатно?».

Затем, на основании этого техзадания делайте эстимейт (англ. estimate — оценка, смета) и предполагаемые часы уже пересчитывайте в стоимость ваших услуг. На этом этапе вам стоит быть готовыми к тому, что клиент захочет «поторговаться».

Я не особый сторонник базарных торгов на тему оплаты работы на фрилансе, но если для вас важен этот клиент и он обосновывает свою просьбу не глупостями, вроде «я бы и сам это сделал, но времени нет», а информирует вас о том, что у него бюджет позволяет потратить на эту задачу определенную сумму, которая не принципиально меньше (10-20%), лучше согласиться. В таком случае считаю лучшим выходом делегировать часть несложной работы по немного меньшей ставке.

Обязательно обсуждайте способы и этапы оплаты

Если это новый для вас заказчик, не стоит забывать о том, что в мире не все люди порядочные и не соглашайтесь на постоплату, если вы не заключали договор и не можете застраховать свои результаты работы от того, что их заберут, не заплатив. В этой ситуации лучше обсуждать предоплату 30-50% или поэтапную оплату вашей работы.

В процессе работы записывайте время, потраченное вами на ту или иную задачу – это может пригодиться, если заказчик потребует отчитаться.

Если вам не до конца ясна какая-либо задача, не поленитесь выяснить что именно от вас требуется, а не бросайтесь делать работу наобум.

По завершению проекта обязательно составьте кейс по проекту для себя: что требовалось, что сделано, какие результаты. Вы сможете это предоставить заказчику в качестве отчета и использовать в своем портфолио фрилансера при отсутствии договора о неразглашении.

А еще не забывайте по окончанию проекта сохранить себе где-нибудь резервную копию и убедиться, что все работает как надо.


Надеюсь, что эти несложные рекомендации помогут вам строить работу своей мечты на фрилансе и достигать высот в онлайн-карьере 🙂

Ксения Биденко, Front-end разработчик, айти-тренер

и автор проекта «IT для девушек»

Ксения Биденко, для школы "Леди Фриланс"


Еще полезные статьи:


Оставить комм.