Онлайн-этикет: как общаться с работодателем и коллегами в интернете

ГлавнаяВсе статьиФрилансерам / «Онлайн-этикет: как общаться с работодателем и коллегами в интернете»

И кто тут говорил, что общения в онлайне нет? Этот кто-то ни дня в онлайне не проработал. Всё потому, что при удалённом формате занятости общения бывает в разы больше, чем при офисной работе. Просто проходит оно через сеть: десятки текстовых и аудиосообщений в мессенджерах каждый день, общие чаты, созвоны, письма, встречи в скайпе. И часто от их регулярности и обилия хочется залезть в норку.

Но есть важный момент. Рабочее онлайн-общение специфично. Отсутствие тесного контакта часто приводит к недопониманию, раздражению и даже скандалам. Восприятие текстов индивидуально. И то, что один расценит как сухую инструкцию, другой – как строгую критику. Нейтральный же тон может показаться похвалой. 

Никто не отменял онлайн-этикет

Слышали о таком? Соблюдают его, увы, далеко не все фрилансеры. Например:

  • Коллега прочитал ваше сообщение, но не удосужился ответить. Это бесит вдвойне, если ваша работа ещё и пошла под откос.
  • Случайно отправленный гневный эмодзи вызвал недоумение клиента. И он отписался от вас в соцсетях. 
  • Босс привык работать по ночам и присылает вам аудиосообщения с задачами. Вы терпите, а потом выплеск эмоций и агрессивное выяснение отношений. А там и увольнение. 

Корректное онлайн-общение – это навык, который можно и нужно в себе воспитывать. Конечно, если вы хотите задержаться на удалёнке надолго. Так что мотайте на ус основные правила поведения в мессенджерах.

Личное общение фрилансеров в мессенджерах

Экономьте не только своё, но и чужое время. Поздоровались и не затягивайте с основным сообщением. А ещё лучше совмещать приветствие и основную информацию в одном сообщении. Согласитесь, тиликанье телефона по 20 раз за пару минут выводит из себя. 

Прочитали сообщение? Постарайтесь сразу же на него отреагировать. Некогда? Скажите об этом прямо, а лучше ещё и уточните, когда сможете ответить. Это не значит, что нужно не отходить от телефона и всегда быть на связи. Но раз вы уже увидели сообщение, зачем его игнорировать.

Уточняйте. И ещё раз уточняйте. Не бойтесь переспрашивать, если вам что-то не понятно. Если информация важная, ещё раз пропишите, как вы её поняли и попросите ответить, всё ли так.  

Обходитесь без длинных романов. Пишите чётко, лаконично и по делу.

Никаких гневных аудиосообщений. Не можете себя сдержать, положите телефон и выпустите пар. Раздражение пройдёт, а с работой можно будет и попрощаться. Так что отойдите, а потом уже отвечайте.

И меньше серьёзной критики в сообщениях. Лучше это делать по видеосвязи, чтобы собеседник видел вашу артикуляцию, жесты, улавливал интонацию. Тогда критика будет воспринята правильно, конечно, если она конструктивная.

Правила поведения в групповых рабочих чатах

Свалка. Именно так можно описать многие групповые рабочие чаты. Здесь не только информация о текущих задачах, но и приколы, стенания, разглагольствования, фотки и видео, левые ссылки. И в какой-то момент рабочие вопросы всё сложнее в таком чате проследить. От этого страдает не только свободное время участников, но и качество самой работы. Поэтому при общении в общих рабочих чатах придерживайтесь этих правил:

Старайтесь не использовать аудиосообщения. Тогда вашим коллегам не придётся по несколько раз их прослушивать. К тому же, текст всегда легче отыскать в любой переписке. А это экономит время.

Не забывайте, что ваша переписка носит именно деловой характер. Обсуждайте в чатах только вопросы, связанные непосредственно с проектом. Остальное – в личку.

Перед тем, как скинуть ссылку,  обязательно подпишите, что именно вы высылаете.

Определите время для активности в деловом чате. Уведомите коллег, что, например, после 18.00 вы туда не заходите, а по срочным вопросам, пусть пишут вам в личку.

И, конечно, рабочий чат не для оскорблений и выяснения отношений. 

В таком чате работают и общие правила рабочего общения в мессенджерах. Если пропустили, смотрите выше.

Список книг по психологии делового общения

Если вы хотите глубже разобраться в психологии отношений с работодателем, коллегами и клиентами, тогда изучите следующие книги:

  • «Новые правила деловой переписки» Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
  • «Деловая e-mail переписка. Пять правил успеха» Тамара Воротынцева
  • «Психология делового общения» Евгений Ильин
  • «Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты» Саша Карепина
  • «Проще говоря. Как писать деловые письма, проводить презентации, общаться с коллегами и клиентами» Джей Салливан
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи
  • «Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова» Ли Лефевер
  • «Телефонные переговоры. Техника и психология» Вячеслав Орлов
  • «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным» Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин

Еще полезные статьи:


Оставить комм.